Прокурора психология деятельности в уголовном судопроизводстве)


Прокурора психология деятельности в уголовном судопроизводстве)
Государственный обвинитель, призванный выявить разнообразные фактические обстоятельства, события, содержащего признаки правонарушения; установить и доказать состав правонарушения материального либо процессуального законодательства; жестко регламентированным способом отреагировать на выявленные и доказанные правонарушения, при необходимости используя имеющиеся властные полномочия.

Психологические особенности деятельности П. при рассмотрении уголовных дел в суде обусловлены спецификой этого важнейшего направления правоприменительной деятельности. В настоящее время в России с участием П. рассматривается около половины всех дел, проходящих через суды. В нашей стране принято в П. видеть правоведа, предостерегающего суд от возможных ошибок, имеющего беспристрастный взгляд на фактическую сторону рассматриваемого преступления. Поэтому деятельность государственного обвинителя в суде оценивается участниками процесса и присутствующими с особой взыскательностью. Осуждению подлежат как пассивность П., незнание им материалов дела, так и его излишняя агрессивность, не свидетельствующая об объективности.

В структурном отношении деятельность П. включает такие психологические компоненты: а) познавательный – выявление разнообразных фактические обстоятельства события, содержащие признаки правонарушения; установление и доказывание состава правонарушения жестко регламентированным способом при необходимости, используя властные полномочия; б) коммуникативный - сдержанность в слове, обдуманность, справедливость в выводах; недопустимость насмешек, издевательского тона по поводу человеческих неудач, несчастья; фразерства. При выступлении с обвинительной речью П. должен проявить ораторское искусство, построить свою речь логично и последовательно, убедительно и достаточно понятно для присутствующей в зале аудитории (см. Речь прокурора); в) конструктивный - четкая ориентировка в деле, внесение при необходимости изменений в планы и наметки в связи с тем или иными осложнениями или изменениями в процессе; г) организаторский - четкая реализация индивидуального стиля обвинения, выбор наиболее эффективных приемов, методов обвинения, выработанных практикой прокурорской работы, профессиональным опытом; д) этический – ответственность за обеспечение прав личности, за ограждение невиновных от ответственности; е) воспитательно-предупредительный - создание в судебном заседании морально-психологической атмосферы, настроения неотвратимости наказания; правильная уголовно-правовая оценка деяния; укрепление чувства законности. П. должен дать не только юридическую оценку содеянному, но и морально-психологическую характеристику подсудимому, обосновать необходимость применения судом конкретной меры наказания;

В суде государственный обвинитель обладает полной самостоятельностью в выборе позиции и принятии решения. Для суда заявленные ходатайства П. не имеют обязательной силы. Однако если государственный обвинитель демонстрирует знание закона и рассматриваемого дела, обладает целеустремленностью и последовательностью в своих профессиональных действиях, то его доводы суд не может оставить без внимания. Являясь представителем государства при поддержании обвинения в уголовном суде, П. обязан демонстрировать государственную мудрость и справедливость, хорошее знание закона, психологии, высокую культуру поведения и др. личностные качества (см. Прокурора профессиограмма).

(Н.Н. Китаев)

Литература: Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998. С. 247-264; Заикин Н.П. Об этико-психологической культуре практических работников // Социалистическая законность. 1984. № 11. С.42-45.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.